Приднестровье - новые реалии безопасности
В 2015 год Приднестровская Молдавская Республика входит с тяжелым багажом социально-экономических проблем. Март месяц стал первым, когда жители республики непосредственно на себе ощутили тяжесть экономического положения в их собственной стране. Тридцатипроцентное сокращение пенсий и зарплат бюджетников явилась во многом ожидаемым и, тем не менее, болезненным для значительной части населения проявлением процессов внешнего экономического и политического давления на Приднестровье со стороны Молдовы.
Всем очевидно, что стратегия и тактика принуждения отдельно взятой страны к принятию необходимых политических решений не является ноу-хау Молдовы. Согласованная деятельность Молдовы и Украины по экономической и политической блокаде Приднестровья является лишь элементом плана США и Европейского союза против России за влияние в регионе, где благополучие тысяч людей в расчет просто не принимается.
Цель очевидна – заставить Приднестровскую Молдавскую Республику прекратить свое существование.
Способ проверенный и обкатанный в новейшей истории – дестабилизация обстановки, формирование массовых протестных настроений на фоне ухудшения уровня жизни населения, смена действующей власти (надеюсь, исключительно конституционным путем по средствам парламентских (текущего года) и президентских (в 2016 г.) выборов) и как следствие изменение политического курса проводимого республикой.
Однако на пути реализации данного плана есть ряд препятствий, которые мешают его воплощению в жизнь, прежде всего это понимание и поддержка подавляющим большинством жителей Приднестровья руководства республики, проводимого им политического курса и действий по реализации антикризисных мер. Свидетельством гражданской позиции жителей Приднестровья, как ни странно, были состоявшейся 28 февраля в Тирасполе и 4 марта в Дубоссарах митинги протеста.
Выше я не зря остановился на способе смены власти в республике. История ближайших 5 лет показывает, что терпения у «законодателей мирового порядка» при реализации своих планов по мироустройству нет. Главным способом решения проблем стало проведение «цветных революций». Да у Приднестровья есть свои силы для защиты государства, но мы видим, как быстро навешиваются ярлыки сепаратистов или террористов на людей защищающих свой дом и не согласных с мнением «западной демократии». По сути единственным, что удерживает кукловодов Молдовы от подобного варианта действий это присутствие совместных миротворческих сил имеющих определенный мандат и статус, а российские миротворцы для большинства жителей Приднестровья являются олицетворением гарантами мира в регионе и обязательного соблюдения норм международного права при разрешении любого конфликта.
Раз есть проблема – ее надо решать. Единственный способ – изменить формат миротворческой операции. Руководству Молдовы и их наставникам позарез хочется заменить воинский контингент совместных миротворческих сил (прежде всего его российскую составляющую) на некую гражданскую миссию наблюдателей от различных международных организаций. Аргумент один – угрозы военного противостояния нет. Но так ли это. Глядя на постоянное увеличение количества военнослужащих НАТО на территории Молдовы (под различными предлогами) с одной стороны и размещение воинских подразделений и отрядов национальной гвардии Украины с другой стороны, как-то сами собой закрадываются не хорошие мысли.
Мы не раз убеждались, что так называемые наблюдатели ОБСЕ имеют «избирательное зрение» и не способны должным образом отреагировать на изменение в развитии ситуации, приводившей в итоге к гибели людей в Косово и сейчас на Украине. У приднестровцев нет уверенности (и обоснованно) в их объективности и способности обеспечить соблюдение Молдовой принятых на себя обязательств, ведь по сравнению с бюрократическими процедурами Евросоюза, коррупция, о которой так много пишут молдавские СМИ просто детская шалость.
Если не получается решить проблему на прямую, тогда используются более изощрённые непрямые методы, заключающиеся в формировании мнения о не эффективности действующих форматов политического урегулирования конфликта. Концепция проста: надо показать недееспособность существующих переговорных площадок. Раз они не эффективны, значить их надо заменить. Сказано – сделано:
переговорный процесс в формате «5+2». В 2014 году молдавская сторона делала все для его срыва. По странному стечению обстоятельств это совпало с событиями в Украине и решением правящей на тот момент политической коалицией вопросов по ратификации договора об ассоциации с ЕС;
блокирование с июня прошлого года представителями Кишинёва работы Объединенной Контрольной Комиссии (ОКК), основного органа, осуществляющего контроль обеспечения режима безопасности и руководящего воинскими контингентами трех участвующих в операции сторон. Механизм решения задачи – внести на рассмотрение заведомо нерешаемый вопрос, не относящийся к компетенции ОКК. Очередное заседание ОКК состоявшееся 12 марта так же прошло безрезультатно;
попытка сократить российский воинский контингент в составе СМС так сказать «естественным путем» запретив въезд на территорию Молдовы российских военнослужащих прибывающих из отпусков, прохождения лечения на территории России или в рамках плановой ротации. За последние три месяца власти Молдовы отказали во въезде в страну более 40 военнослужащим ВС РФ.
Сложившаяся ситуация выглядит патовой. Переговорный процесс заморожен. Экономическая, а вслед за ней и общественно-политическая обстановка как в Молдове, так и в Приднестровье только ухудшается. Особой помощи со стороны западных спонсоров Молдова в ближайшее время получить не сможет (у них есть более важный предмет – Украина). Вот и министр иностранных дел Германии, в ходе своего визита, мягко говоря, указал руководству Молдовы на их место в «европейской семье» и очереди на получение помощи. Не следует забывать и о сотнях тысяч трудовых мигрантов находящихся в России на заработках, которым в свете ужесточения санкций против России, придется вернуться на родину, где их, судя по всему, никто не ждет.
В столь мрачной картине все-таки появился лучик надежды, явившейся результатом переговоров проведенных представителями России и ЕС последовательно в Кишиневе и Тирасполе в первой декаде марта. Укреплению оптимистического взгляда на развитие дальнейших событий должны способствовать итоги состоявшейся 12 марта в Кишиневе встречи политических представителей ПМР и РМ (министра иностранных дел ПМР Нины Штански и вице-премьера правительства РМ по реинтеграции Виктора Осипова). По результатам стороны пришли к взаимному соглашению о возобновлении переговорного процесса в формате «5+2», а так же о возможном проведении в ближайшее время встречи руководства ПМР и РМ на высшем уровне. Сам тон высказываний представителя Молдовы по идее должен настраивать на позитивный лад, в частности господин Осипов заявил: «Наше обязательство – принимать конструктивные решения. 2015 год – время возобновить дискуссии и отказаться от определенных действий, которые могут привести к усложнению отношений между сторонами». Надеюсь «свежий весенний ветерок» долетит и до Бендер, где сможет растопит «лед» в работе ОКК у молдавского берега и снимет груз накопившихся проблем на кануне празднования общего для нас святого праздника 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Мир вашему дому.
Александр Смородин