Андрей Смородин: «Россия фактически является единственным объективным гарантом мира и стабильности в Приднестровье»
В системе международной безопасности существует ряд международных организаций, осуществляющих миротворческую деятельность. Крупнейшей в Мире региональной организацией, занимающаяся вопросами безопасности является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Мировое сообщество наделило эту организацию широкими полномочиями и возможностями принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов, превратив ее в площадку мира и доверия. По уровню доверия эта организация должна быть не менее чем, международная общественная организация «Международный красный крест», а ее сотрудники компетентны, профессиональны и беспристрастны.
Представители ОБСЕ работают и в составе Объединенной контрольной комиссий (ОКК) в Зоне безопасности молдо-приднестровского конфликта, деятельность которой регламентируется «Соглашением о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21 июля 1992 г.
С 26 июня Объединенная контрольная комиссия не может провести ни одного планового еженедельного заседания и обсудить складывающуюся ситуацию в Зоне безопасности приднестровского конфликта.
По мнению сопредседателя от Приднестровья Олега Белякова, блокирование работы комиссии со стороны Молдавии не позволяет заслушать доклады Объединенного военного командования (ОВК) о ситуации в Зоне безопасности за период 18.06.14 – 23.09.14, т.е. рассмотреть 16 докладов, каждый из которых содержит титанический труд. Кроме того, нужно обсудить, почему с 23 мая молдавская сторона заблокировала 17 выездов военных наблюдателей на посты в Зоне безопасности. «Обстановка за 16 недель, наверное, и есть ситуация, не терпящая отлагательств, которая требует срочного обсуждения» – отметил Беляков.
Вопросы, которые необходимо обсудить, несомненно, серьезные. И с учетом длительного времени блокирования работы ОКК со стороны Молдавии обостряют ситуацию в зоне безопасности.
По мнению Белякова, объективных причин для блокирования работы органа нет. Однако настойчивая позиция молдавской стороны о включении в повестку вопроса о свободе передвижения людей, товаров и грузов в Зоне безопасности не находится в компетенции Объединённой контрольной комиссии. ОКК обязана контролировать посты в Зоне безопасности, взаимодействовать с правоохранительными органами, вести чёткий учёт изъятия оружия и боеприпасов, перемещения воинских контингентов сторон.
В связи с вышеизложенным, делегацией Приднестровской Молдавской Республики было инициировано проведение 26.09.2014 г. экстренного заседания ОКК.
Однако, заседание проигнорировано делегациями Молдавии, Украины, ОБСЕ. При этом отказ об участии во встрече молдавская сторона заявила накануне 25.09.2014 г., а представители Украины и ОБСЕ – в день запланированного мероприятия.
В данной ситуации нельзя понять поступок украинских наблюдателей и тем более представителей Миссии ОБСЕ, которые фактически самоустранились и грубо нарушили статью 4.3 Регламента ОКК, согласно которой: «В случаях, не терпящих отлагательства (связанных с обеспечением мира и безопасности в Зоне безопасности) любая из сторон вправе потребовать проведение экстренного заседания Объединенной Контрольной Комиссии. В этом случае, заседание проводится в согласованные между сторонами сроки, но не позднее чем через 24 часа после соответствующего обращения».
На 69 сессии Генеральной Ассамблеи ООН министр иностранных дел Молдавии Наталья Герман призвала международную общественность заменить российских миротворцев в Приднестровье на международную миссию, по всей видимости, под эгидой ОБСЕ.
Всем прекрасно известно, что было, когда на территории Косово находились международные миротворцы под руководством НАТО, которые фактически заняли одну из сторон конфликта, что привело к геноциду сербского населения.
В условиях, когда Украина пытается разрешить внутренний вооруженный конфликт на территории Новороссии, а украинская пропагандистская машина направлена на разжигание национальной розни, представители ОКК от Украины не всегда могут быть объективны.
В таких условиях вся ответственность за миротворческую деятельность в Зоне безопасности ложится на Российскую Федерацию и Миссию ОБСЕ. Однако, что мы наблюдаем со стороны представителей Миссии ОБСЕ – грубое нарушение Регламента, что носит признаки отсутствия нейтралитета с их стороны.
Не смотря на гуманитарный характер деятельности Миссии ОБСЕ в Молдавии, зачастую, она выступает скрытой площадкой для сомнительной деятельности всевозможных фондов и заинтересованных организаций в интересах одной из сторон конфликта.
Не хочется подвергать сомнению деятельность представителей столь авторитетной международной организации, как Миссия ОБСЕ в Молдавии, но руководству ОБСЕ наверно необходимо самым тщательным образом оценить компетентность своих представителей, дабы не дискредитировать формат миротворческой миссии и не обострять ситуацию в Зоне безопасности.
Из сказанного следует, что в складывающейся ситуации российская сторона фактически является единственным беспристрастным и объективным гарантом мира и стабильности в регионе, а ее миротворцы – образцом выполнения возложенных на них обязанностей уже более 22 лет.
Автор статьи: Андрей Смородин
По информации: http://www.iarex.ru/articles/51035.html